ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Пятница, 20.07.2018, 04:39

Главная | Каталог статей
...

...
Программа курсов мастеров производственного обучения организаций профессионального образования [5]
Психологов организаций общего и профессионального образования ПМР [0]
Руководителей и заместителей руководителей организаций общего образования ПМР [0]
Специалистов, руководителей и зам. руководителя организаций системы просвещения ПМР [0]
Руководителей, заместителей руководителя и специалистов системы Просвещения [0]
Преподавателей спецдисциплин организаций профессионального образования [0]
Психологов организаций дошкольного образования ПМР [0]
Руководителей и заместителей руководителей организаций дошкольного образования ПМР [0]
Заместителей руководителя по воспитательной работе организаций общего и профессионального обра [0]
Руководителей и заместителей руководителя организаций дополнительного образования ПМР [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 1

Главная » Программа курсов » Педагогический менеджмент и психология » Программа курсов мастеров производственного обучения организаций профессионального образования

Программа
Пояснительная записка

Учебный план курсов повышения квалификации мастеров производст-венного обучения организаций профессионального образования включает в себя 2 части учебного блока:
1) Инвариантная часть, состоящая из 8 учебных модулей. В них рас-сматриваются вопросы стандартизации в системе просвещения, актуальные проблемы профессиональной деятельности, современные методики и част-ные технологии, использование компьютерных технологий при подготовке высококвалифицированных специалистов.
2) Вариативная часть – в ней предлагается слушателям курсов повы-шения квалификации спецкурсы (спецсеминары) по актуальной проблемати-ке профессиональной деятельности
Программа курсов призвана оказать учебно-методическую помощь мастерам производственного обучения. В зависимости от квалификационной категории слушателей курсы проводятся: однонедельные — для мастеров высшей квалификационной категории; 2-х недельные — для мастеров I и II квалификационной категории; 4-х недельные — для мастеров без категории.
Программа учебного блока «Теория и методика профессиональной деятельности» занимает в программе курсов повышения квалификации зна-чительное место. При 4-х недельных курсах ему отводится 102 часа, при 2-х недельных — 44 часа, при однонедельных — 20 часов.
Программа данного курса в общей структуре повышения квалифика-ции мастеров производственного обучения имеет определенную специфику. Основное назначение курса раскрыть общие вопросы содержания, организа-ции, форм и методов производственного обучения.
Изучение данного блока способствует формированию у слушателей профессиональной эрудиции, компетентности, способности внедрять в про-цесс обучения передовой педагогический опыт.
В зависимости от категории курсов используются различные формы контроля: на однонедельных — творческая работа; на 2-х недельных — кур-совая работа; на 4-х недельных — контрольная работа и зачет.
Педагогическая практика способствует совершенствованию педагоги-ческого и профессионального мастерства и в ходе обмена опытом работы.
Учитывая тот факт, что большинство мастеров производственного обучения не имеют базового педагогического образования в плане особое место отводится актуальным проблемам профессиональной деятельности и современным методикам и частным технологиям.

Требования к знаниям слушателей курсов повышения квалификации мастеров производственного обучения организаций профессионального образования

Слушатель, курсов повышения квалификации мастеров производст-венного обучения организаций профессионального образования, должен знать:
- особенности личностно-ориентированного педагогического процесса;
— новаторские методы работы с обучаемыми;
— основные принципы обучения;
— формы и методы производственного обучения;
— формы организации учебно-производственного труда учащихся;
— содержание, организацию и методику производственного обучения;
— планирование производственного обучения;
— основные нормативные документы, определяющие учет и
отчетность мастера;
— учебную документацию мастера производственного обучения;
— требования к организации учебных мастерских;
— формы организации обучения учащихся в условиях производства;
— особенности проведения производственной практики;
— методику проведения выпускных квалификационных экзаменов;
— материально-техническое оснащение уроков производственного
обучения;
— правила составления инструкций, инструкционно-технологических и технологических карт;
— нестандартные формы и методы производственного обучения;
— формы организации методической работы мастера п/о;
— требования к личности мастера п/о;
— педагогические технологии в обучении;
— формы и методы контроля знаний, умений и навыков;
— диагностику и мониторинг уровня овладения обучаемыми
основными знаниями, умениями и навыками;
— требования ГОС к организации самостоятельной работы учащихся;
— механизм изучения, обобщения и распространения передового
педагогического опыта;
— методологию общения, теорию и практику коммуникативного об-щения;
— психолого-педагогическую, методическую, техническую и
справочную литературу;
- методологию применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Инвариантная часть
Модуль 1. Основные направления модернизации системы просвещения.
Сущность и назначение образования в ПМР. Социокультурная образовательная ситуация в Приднестровье и необходимость ее модернизации. Цели и ос-новные задачи модернизации образования. Приоритеты образовательной политики. Совершенствование подготовки педагогических кадров как главное условие модер-низации системы просвещения.
Состояние и перспективы совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями современного и перспективного рынка труда. Современные требования к образовательному процессу в ОПО. Мастерство преподавателя спецдисциплин в управлении учебным процессом.
Модуль 2. Стандартизация в системе профессионального образования.
Состояние и необходимость перехода к стандартам профессионального обра-зования II поколения. Основные принципы формирования содержания ГОС II поко-ления.
Основные положения. Термины. Структура компонентов. Образовательная программа и ее составляющие. Рабочие и авторские программы. Требования к их составлению. Технические и электронные средства обучения.
Адаптация стандартов НПО и СПО РФ к условиям ПМР. Основные компоненты ГОС ПМР. Структура ГОС ПМР. Особенности модели учебного плана для организации НПО и СПО. Примерное распределение времени обучения по блокам ГОС ПМР.
Модуль 3. Актуальные проблемы теории профессиональной деятельности.
Тема 1. Совершенствование содержания профессионального образования.
Принципы и критерии отбора содержания профессионального образования. Традиционные признаки классификации профессиональных организаций образова-ния. Необходимость инновационных преобразований в структуре содержании сис-темы профессионального образования. Задачи инновационной деятельности.
Тема 2. Принципы профессионального образования.
Движение к открытой системе профессионального образования. Обучение как способ организации педагогического процесса. Принципы профессионального обу-чения.
Тема 3. Концептуальные основы содержания республиканского компонента в образовательных программах НПО и СПО.
Республиканский компонент как составляющая ГОС. Документы, на которых основывалась разработка республиканского компонента. Укрупненная модель учеб-ного плана. Характеристика содержания республиканского компонента по разделам учебного плана.
Тема 4. Сохранение здоровья обучаемых в системе образования.
Здоровьесберегающая деятельность в организации образования по созданию здоровьесберегающей среды. Экология образования и человека. Эндоэкологическая система человека и его здоровье.
Понятие об эндоэкологии и ее значимости для организма. Строение и работа клеток организма человека. Факторы, влияющие на нормальное развитие, болезнь и старение организма. Влияние внутренней экосистемы на здоровье человека. Роль знания эндоэкологической системы человека для мастера производственного обуче-ния с целью применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Тема 5. Правовые и организационные основы охраны труда.
5.1. Основные положения трудового права.
Основные положения трудового права: Конституция ПМР, Трудовой кодекс ПМР, Закон ПМР «Об охране и безопасности труда». Основные положения дейст-вующего законодательства по ОТ в ПМР.
Цели и задачи трудового права. Закон ПМР «Об охране и безопасности тру-да». Трудовые отношения между работниками и работодателем. Правила внутреннего распорядка. Рабочие время и отдых.
Трудовой договор. Понятие о трудовом договоре. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.
Закон ПМР «Об охране и безопасности труда». Понятие «охрана труда». Принципы государственной политики в области охраны труда.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны тру-да. Медицинские осмотры.
Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда.
5.2. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении
системы просвещения ПМР. Порядок расследования, оформления и учета несчаст-ных случаев в системе просвещения ПМР
Служба охраны труда в образовательном учреждении, рекомендации управле-ния охраной труда, номенклатура дел. Планирование работы по ОТ. Планирование мероприятий в коллективном договоре. Финансирование по ОТ.
Порядок разработки правил и инструкций по охране труда. Порядок проведения ат-тестации рабочих мест.
Инструктаж по охране труда в системе просвещения, порядок проведения ин-структажа, оформление. Виды инструктажа. Организация обучения учащихся инст-руктирование и проверка знаний по ОТ. Оформление журналов. Положение об ор-ганизации работы в системе просвещения ПМР.
Задачи и функции мастеров производственного обучения в системе просвещения. Санитарно-гигиенические требования к мастерским и санитарно-бытовая обеспеченность. Создание, оборудование кабинетов, уголков с пропагандой вопро-сов по охране труда в производственных учебных мастерских с применением сиг-нальных цветов и знаков безопасности.
Понятие о предельно-допустимой концентрации (ПДК). Классификация ос-новных опасных и вредных производственных факторов, общие требования. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху.
Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий, со-оружений, учебных помещений и т.д. Требования безопасности эксплуатации учеб-ного, производственного оборудования и технологических процессов. Требования по организации безопасной эксплуатации электрических установок, защитные ме-роприятия (защитное заземление, зануление). Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. Требования по безопасной эксплуатации переносного электрического инструмента, электрических сварочных аппаратов.
Общие требования безопасной эксплуатации станков. Обеспечение работников учащихся (студентов) спецодеждой, спецобувью и другими средствами инди-видуальной защиты.
Противопожарная профилактика, виды огнетушителей, план эвакуации уча-щихся. Рекомендации руководителю организации образования по организации про-тивопожарной профилактики в ОПО.
Понятие «несчастный случай», порядок расследования, оформления, составления формы Н-1, Н-2, журнал регистрации несчастных случаев. Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащимися, молодежью и воспитанниками в системе просвещения ПМР.
Модуль 4. Учебно-методическое обеспечение профессиональной деятель-ности.
Тема 1. Культура речи в профессиональном образовании.
Понятие «Культура речи». Нормы и правила культуры речи. Условия вырази-тельности речи. Основные причины речевых ошибок.
Тема 2. Учебно-методическое обеспечение профессии.
Значение разработки и внедрения УМК для повышения качества подготовки специалистов. Методическая готовность мастеров производственного обучения к системной работе по созданию и непрерывному совершенствованию комплексного учебно-методического обеспечения профессии. Составляющие учебно-методического комплекса профессии.
Тема 3. Квалификационные требования к профессиональной подготовке со-временного специалиста (рабочего).
Требования работодателя к уровню подготовки рабочих и специалистов на со-временном этапе развития общества и производства. Маркетинговые исследования потребностей социально-экономического развития государства и рынка труда. Воз-растание спроса на квалифицированную и высококвалифицированную рабочую си-лу. Квалификационные требования к профессиональной подготовке современного специалиста (рабочего) через создание модели учреждения непрерывного профес-сионального образования.
Тема 4. Требования к учебно-производственной среде.
Соответствие по площади строительным нормам и правилам (СНиПу); оптимальным, комфортным условиям работы; соответствие условиям для нормальной установки и работы оборудования; нормальная освещенность (искусственная и есте-ственная); соответствие требованиям безопасности труда, санитарии, гигиены; соот-ветствие требованиям производственной эстетике.
Содержание и внешнее оформление. Требования к составлению и внешнему оформлению: единый эстетический стиль оформления, чувство меры, опрятность и сохранение учебно-производственной документации, образ рабочего места мастера, высокий уровень санитарно-гигиенического состояния, удовлетворение (справоч-ное) хозяйства.
Требования к организации рабочего места мастера производственного обучения и учащегося.
Тема 5. Организация работы в учебных мастерских.
Общие требования и значение учебных мастерских. Основное и дополнительное оборудование мастерских. Современные требования к планировке и разме-щению оборудования в учебных мастерских, учебно-техническое оснащение. Тре-бования к организации и оснащению рабочего места обучаемого. Правила безопас-ности на рабочем месте. Рабочее место мастера производственного обучения. Сани-тарно-гигиенические требования к режиму труда обучаемых в учебных мастерских.
Модуль 5. Современные методики и частные технологии.
Тема 1. Организация и методика производственного обучения.
Требования к личности мастера производственного обучения. Роль мастера производственного обучения в организации и проведении учебно-воспитательной работы в ОПО, в формировании высококвалифицированного специалиста. Требова-ния к мастеру производственного обучения: профессиональное и педагогическое мастерство, педагогический такт, высокие моральные качества. Значение профес-сионального и педагогического мастерства и производственной культуры, авторите-та мастера в деле обучения и воспитания обучаемых.
Педагогический стиль работы мастера. Связь мастера с преподавателями в ра-боте по обучению и воспитанию учащихся. Значение повышения квалификации и самообразования для повышения квалификации мастера производственного обуче-ния. Педагогическое творчество мастера — залог его успешной работы.
Тема 2. Формы и методы производственного обучения.
Методика, проведение и анализ урока производственного обучения. Понятие о формах производственного обучения.
Урок — основная форма производственного обучения. Основные требования к уроку производственного обучения. Типы уроков производственного обучения. Структура урока производственного обучения: вводный инструктаж, упражнения, самостоятельная работа учащихся, текущее инструктирование, заключительный ин-структаж. Схема структурных элементов урока. Другие формы организации процес-са производственного обучения в современных экономических
условиях.
Формы организации учебно-производственного труда обучаемых. Сущность методов производственного обучения. Особенности работы мастера при организа-ции и проведении урока производственного обучения.
Вводный инструктаж его цель, содержание и порядок проведения.
Основные задачи текущего инструктажа. Требования к организации и методике текущего инструктажа.
Заключительный инструктаж, его цель, методика его проведения.
Применение инструкционно-технологических и технологических карт в процессе производственного обучения. Анализ урока производственного обучения.
Тема 3. Планирование производственного обучения. Учет и отчетность мас-тера. Учебная документация.
Планирование производственного обучения. Задачи, содержание и значение планирования производственного обучения. План производственного обучения группы на месяц, методика составления и требования к нему. Основные нормативные документы, определяющие содержание учета производственного обучения. Отчетность мастера производственного обучения за квартал, полугодие, учебный год. Анализ отчетной документации мастера.
Тема 4. Организация и методика обучения учащихся в условиях производства.
Формы организации и проведения производственной практики на предприятиях различной формы собственности. Особенности работы мастера производственного обучения при обучении в условиях производства.
Тема 5. Особенности проведения производственной практики. Подготовка и методика проведения выпускных квалификационных экзаменов.
Цели и задачи производственной практики. Деятельность обучаемых и масте-ра производственного обучения в период производственной практики в условиях современного производства. Программа производственной практики, ее структура, ут-верждение. Приобщение обучаемых к рационализации и изобретательству. Кон-троль за созданием безопасных условий труда. Деятельность мастера производственного обучения по организации проведения выпускных квалификационных экзаменов.
Тема 6. Правила составления инструкцией, инструкционно-технологических карт.
Дидактическая функция инструкционных, инструкционно-технологических карт. Правила составления инструкционных, инструкционно-технологических и технологических карт, методика их использования при изучении операций и при про-ведении вводного инструктажа.
Тема 7. Материально-техническое оснащение уроков производственного обу-чения.
Основные обязанности мастера производственного обучения в соответствии с «Должностной инструкцией мастера производственного обучения» в ОПО. Подго-товка мастера производственного обучения к уроку. Подготовка учебной мастер-ской к уроку производственного обучения.
Тема 8. Методическая работа мастера производственного обучения.
Задачи методической работы в ОПО. Формы организации методической рабо-ты: коллективная и индивидуальная.
Участие мастера производственного обучения в реализации плана методической работы ОПО, в инструктивно-методических совещаниях, педчтениях, методических комиссиях, семинарских практикумах, школах передового опыта. Открытые уроки, их подготовка и проведение. Взаимопосещение уроков мастерами.
Повышение профессионального и педагогического уровня. Организация рабо-ты по самообразованию. Педагогическое наставничество. Изучение и внедрение ППО. Составление методических разработок.
Тема 9. Использование нестандартных форм и методов производственного обучения.
Основные пути и способы активизации деятельности обучаемых на уроках.
Роль мастера в организации и проведении воспитательной работы в ОПО. Тре-бования к личности мастера-воспитателя. Действие мастера-воспитателя по сплоче-нию коллектива и привитию любви к профессии. Работа мастера с родителями. Со-вместная работа мастера производственного обучения с преподавателями общеобра-зовательных, специальных дисциплин, воспитателями общежитий. Индивидуальная работа мастера производственного обучения с трудновоспитуемыми учащимися.
Тема 10. Применение педагогических технологий в обучении.
Технология проектирования личностно-ориентированных учебных задач. Тех-нология проектирования образовательного процесса.
Тема 11. Технология интерактивного обучения. Методика «Портфолио».
Понятие интерактивных методов обучения и их роль в активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Методы интерактивного обучения: «Син-квейн», «еж», «дикообраз», «635», «Метоплан», «Думайте, обсуждайте, высказь-шайтесь», «Знаю, хочу знать, учусь», «Трехступенчатое интервью», «Обзор гале-реи».
Понятие «Портфолио» обучаемого. Технология «Портфолио»: цель, принци-пы, содержание, организация, уровни оценки.
Тема 12. Здоровьесберегающие технологии. Биоадекватные образовательные технологии.
Принципы здоровьесберегающей педагогики. Общая характеристика техноло-гий, сохраняющих здоровье обучаемых.
Биоадекватные образовательные технологии. Формы, методы, приемы, спо-собствующие сохранению здоровья обучаемых.
Тема 13. Формы и методы контроля знаний, умений, навыков.
Понятие о формах и методах контроля. Функции контроля. Традиционные и нетрадиционные методы контроля ЗУН.
Тема 14. Мониторинг качества обучения.
Понятие мониторинга. Цели и задачи мониторинга. Требования к процедуре мониторинга. Этапы мониторинга. Модель образовательного мониторинга. Значе-ние мониторинга.
Тема 15. Обзор научной, учебно-методической и периодической литературы. Информационное обеспечение профессиональной деятельности.
Модуль 6. Использование компьютерных технологий в профессиональ-ной деятельности.
Тема 1. Современные (информационные) компьютерные технологии.
Современные (информационные) компьютерные технологии. Государственная целевая программа «Информатизация образования»: целевые ориентации, задачи, перспективы развития. Современные информационные технологии. Основные поня-тия и определения. Технические и аудиовизуальные средства и их назначение. Пер-сональный компьютер как современное ТСО. Основные и дополнительные устрой-ства ПК.
Тема 2. Электронные учебные средства и их место в современном образовательном процессе.
Электронные учебные средства и их место в современном образовательном процессе. Программное обеспечение персонального компьютера. Виды программного обеспечения. Методика использования приложений ОС «Windows» в профессиональной деятельности. Определение электронных обучающих средств. Их технология по функциональному и методическому назначению. Структура и содер-жание основных элементов компьютерной обучающей программы. Возможности информационных и педагогических ресурсов Internet.
Тема 3. Демонстрация компакт-дисков и их применение.
Демонстрация компакт-дисков и методика их применения. Демонстрация компакт-дисков по различным блокам программы при реализации предпрофиль-ной и профильной подготовке обучаемых (элективные курсы на компакт-дисках), по здоровьесберегающим технологиям.

Тема 4. Создание мультимедийных презентаций, методика их применения.
Ознакомление с программой Micrsoft Office Power Point. Порядок создания презентации. Методика ее применения.
Модуль 7. Изучение позитивного профессионального опыта.
Тема 1. Педагогическая практика.
Изучение практического опыта внедрения современных образовательных тех-нологий; форм, методов, приемов производственного обучения профессии; организации работы в учебных мастерских в организациях профессионального образования и на производстве.
Тема 2. Обмен опытом.
Знакомство с конкретным позитивным педагогическим опытом, применяемым в процессе производственного обучения профессии; организацией работы в учебных мастерских в организациях профессионального образования и производственной практики в производственных условиях.
II. Вариативная часть.
Спецкурсы (спецсеминары):
1. Школа современного мастера производственного обучения.
2. Продуктивные методы производственного обучения.

Категория: Программа курсов мастеров производственного обучения организаций профессионального образования | Добавил: pgiro (15.11.2009)
Просмотров: 10738
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Полезные ссылки
  • ПГИРО
  • Учебник.ru
  • Онлайн библиотека
  • Электронная библиотека Альдебаран
  • Фипи
  • Учебные материалы
  • Материалы для учителя

  • DistPGIRO © 2018
    Rambler's Top100Яндекс цитирования